Танцы-игры (игротанцы)

Танцы-игры (игротанцы)

Стрекаловских Н.А.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»,
г.Нижневартовск – 2016 г.

«Танцы-игры (игротанцы), как элемент игровой технологии на уроках
хореографии» для детей 7 — 10 лет»

Игра является ведущей в деятельности обучающихся, потому игровой метод особенно применим для дошкольников и младших школьников. А преподавание заключается в организации детей для занятий, в руководстве их вниманием, любознательностью, активностью во время учебного процесса, целенаправленной деятельностью.

Игротанцы  – включают  в себя: движения под стихи, игры с ускорением, которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Их можно использовать как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.

Цель — развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ.

Задачи:

  • развить коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта;
  • развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве;
  • развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации;
  • формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание;
  • воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Игра на занятиях хореографией может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные психологические проблемы детского коллектива.

Большое значение на уроке хореографии имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает  образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру — это  важнейший путь включение детей в  учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд  на игру как на ведущую деятельность детей. Трудно представить сегодня игровую программу для детей, а зачастую и взрослых без игротанца. А начнем с названия игротанец. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто скажет, что получение наслаждения, кто-то вспомнит про радость и удовольствие. Что главное в танце? Во-первых, движение, во-вторых, ритм, в-третьих, музыка. То есть танец — это ритмичные движения под музыку. И нетрудно соединить два понятия «танец» и «игра»: игротанец — это ритмичные движения под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в своих силах. Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец), ритмические игры, анимационные танцы, танец-игра, зеркальный танец и т.д. Их можно использовать как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки. Каждый игротанец рассчитан на свою аудиторию, направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли. Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления, воображения,  творческих способностей детей. Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечнососудистой системы; улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения и навыки. Такие занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.  Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. (Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий  танцевальный шаг.

Правила игры:

  1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.
  2. По сигналу змейки  все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в  произвольном порядке. Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению  должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а  следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее. По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается  выигравшей.

«Автомобили»

Цель: Закрепление исполнения движений  и соединение его с темпом музыки. Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки. Учитель поднимает карточки  светофора, где написано задание исполнения движений:  красный – галоп; желтый – подскок; зеленый – бег с поджатыми ногами. По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.

«Узнай по голосу»

Цель: Развивать у детей тембровый слух, начинать и заканчивать движение в музыку, реагировать на смену музыкальных частей и фраз. Описание игры: дети стоят тесным кругом, в центре с закрытыми глазами — ведущий. 1 – 4 такты (вступление) расходясь энергичным шагом, дети расширяют круг. 5 – 8 такты – держась за руки, дети двигаются галопом вокруг водящего. 9 -12 такты дети медленно приседают, а водящий, вытянув руки вперед, приближается к детям, берет за руку любого ребенка. 13 -16 такты — все медленно поднимаются, водящий выводит ребенка на середину круга. Ребенок называет имя водящего,  который должен узнать, кто его позвал. Водящий открывает глаза, и они вместе танцуют в паре. Одновременно все дети двигаются по кругу галопом или хлопают в ладоши.   Звучит музыка, ребята вновь сходятся тесным кругом, в центре новый водящий,  игра продолжается.

«Чей кружок быстрее»

Описание игры: Дети образуют 4 кружочка, в середине которого стоит водящий, в руках он держит платочек (или  игрушку). Играет хороводная музыка, дети водят хоровод, водящий исполняет движения русского характера. Изменяется характер музыки на плясовую, быструю, дети  свободно танцуют, исполняя быстрые движения (бег). Музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза. Водящий меняет свое место и поднимает платочек. С началом музыки дети открывают глаза и бегут к своему водящему, и становятся вокруг него в кружок. Побеждает тот кружок, который всех быстрее собрался и взялся за руки.

«Запомни мелодию»

Цель игры: Определить мелодию и закрепить танцевальные движения в характере исполняемой музыки. Описание игры: Играющие стоят в 2 – 3 колонны по 5 -6 человек. Перед каждой колонной стоит стул. Звучит мелодия (полька, вальс, хороводная, галоп) и участник должен  дойти до стула танцевальными движениями, той мелодии, которая звучит. Участники, выполнившие правильно движение приносят команде очко. Рекомендации: При отборе музыки учитывать уровень знаний музыкального и танцевального материала детей.

«Найди свою пару»

Подготовка к игре: Играющие встают в два круга, (внутренний и внешний) и берутся за руки. При этом  во внешнем круге, на одного человека больше, чем во внутреннем. Описание игры: Звучит музыка, играющие начинают движение (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой — в обратном направлении. По сигналу учителя музыка останавливается, участники  игры произвольно  разбиваются по парам, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто остался без пары, учитель предлагает станцевать или рассказать скороговорку, отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра повторяется.

«Заводные  игрушки»

Цель игры: Отразить характер музыки через движение. Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием звучания музыки. Описание игры: Движения передавать в характере музыки.

Безусловно, танцевальное искусство очень многогранно в плане воспитания личности, и не только. Использование на уроках танцев-игр развивает умение понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивая мышечную силу организма, пластику, грацию и выразительность. А еще дает представление об актерском мастерстве. Для обучения танцам детей младшего школьного  возраста игровой метод просто необходим. Игра — средство достижения цели, которую поставил преподаватель, способ обучения учащихся умению трудиться. И тогда нудная рутинная работа для детей будет интересной.

Автор: Admin
Последнее обновление страницы: